Зейские Вести Сегодня

Почти что всенародный

29 октября – День работника автомобильного транспорта. Водитель – одна из самых распространённых профессий в мире, а значит, и профессиональный праздник почти всенародный.

Немало жителей г. Зеи связывает работа в автотранспортном предприятии, которое долгие годы было одним из крупных в городе. За время существования на нём трудились тысячи замечательных людей, прекрасных специалистов. Коллектив всегда связывала крепкая дружба, и сейчас даже те, кто давно оставил работу, поддерживают добрые отношения.

Накануне профессионального праздника «ЗВ» побеседовал с прежним руководителем АТП Владимиром Черняком, который пережил на предприятии период его становления, пик активной деятельности и начало упадка. Сейчас, с позиции прожитых лет, он, наверное, понимает, что можно было что-то сделать иначе, но прошлого не вернёшь, а время диктует свои правила.

Нынешнему поколению водителей непросто понять, что было время, когда и отношение к работе, и отношения между людьми за баранкой были совсем другими. Лучше это или хуже – вопрос, но попавший лет 50 назад в беду водитель мог рассчитывать на помощь практически каждого мимо проезжающего. И сейчас мир не без добрых людей, но порой водители просто остерегаются останавливаться. Тут ничего не поделаешь: какие времена, такие и нравы.

Автомобильное предприятие в нашем городе появилось за год до начала войны, и многих из тех, кто не успел толком освоиться на новом месте работы, забрали на фронт. Понятно, что и в тылу нужны были и водители, и машины, а потому кто-то получил бронь, но оставшимся приходилось работать на допотопных автомобилях, выполняя тяжёлую работу по доставке грузов. Война – затратное мероприятие, и стране нужно было золото. Работе приисков уделялось особое внимание, и сообщение с ними обеспечивали водители транспортного предприятия. Дорог в ту пору не было, и можно только догадываться, как зимой добирались к месту назначения на слабосильных газогенераторных машинах, да к тому же с неотапливаемой кабиной.

 

– Я начал работать в АТП в 1973 году, – рассказывает Владимир Соломонович. – Основной парк состоял из грузовиков ЗИС-355м («УралЗИС»). Они были чем-то похожи на ГАЗ-51, но немного грузоподъёмней. Это были очень выносливые и надёжные машины. На них возили лес, и нередко объём перевозимой древесины доходил до 15 кубометров. Эти грузовики у нас были долго в эксплуатации, потому что в 70-е годы их через Амурское транспортное управление после ремонта отправляли к нам со всей области.

Потом автопарк начал понемногу обновляться, и стали появляться автомобили ЗИЛ-130, а затем и КамАЗы. Кстати, первый КамАЗ в Приамурье появился именно в Зейском АТП. Получал его наш ветеран, ныне здравствующий Михаил Молоков. В ту пору трудился Владимир Разуваев, который ушёл на пенсию, проработав на предприятии 52 года.

По мнению Владимира Черняка, пик развития предприятия пришёлся на 80-е годы, когда преобладали грузовые перевозки. Как оказалось, в рамках мобилизационных мероприятий в случае войны на базе АТП должна была формироваться автомобильная рота. Исходя из этого, парк грузовых (обязательно бортовых) автомобилей не мог быть меньше 80 единиц техники, а потому их численность на предприятии не опускалась ниже регламентированной величины. А всего грузовых машин на предприятии насчитывалось до 120 единиц и около 70 прицепов к ним, а численность работающих составляла 350 человек.

Работы было очень много, вспоминает Владимир Соломонович. Обслуживали предприятия и организации различных отраслей промышленности, выезжали далеко за пределы Зейского района, строили дороги. Очень напряжённым ритм работы стал после того, как началось строительство БАМа. Грузы доставляли по льду водохранилища, что было сопряжено с серьёзной опасностью, но в ту пору таких ограничений, как сейчас, не было.

На предприятии было девять бензовозов, которые также не стояли без дела. Когда обслуживали торговые предприятия, то в арсенале АТП появились изотермические контейнеры для перевозки продуктов. Хлебовозки предприятия развозили хлеб от Зейского хлебокомбината по сёлам нижней части района. Во время уборочной страды отправляли до 40 автомобилей в южные районы Приамурья.

Многие уже подзабыли, но в пору расцвета АТП таксопарк предприятия насчитывал до 15 автомобилей. Правда среди горожан особой популярностью этот вид транспорта не пользовался, хотя некоторые любили шикануть. Вот с началом перестроечных процессов такси-то и оказалось тем самым слабым звеном, которого коснулись первые сокращения, а дальше уже «процесс пошёл».

Но автобусные пассажирские перевозки долго оставались прерогативой АТП, и только в конце 90-х на этот рынок хлынули частные перевозчики. В ту пору были перевозки лицензированные и пиратские. В выборе способов борьбы за клиента особо не стеснялись, и при дележе сфер влияния нередко дело доходило до рукопашной. Но это тема отдельного, хотя и очень интересного рассказа.

– Сейчас, когда оглядываюсь на прожитые годы, – говорит Владимир Черняк, – понимаю, как много было сделано и какой замечательный коллектив был у нас. Многих из тех, с кем довелось работать, встречаю в городе, и в беседе всегда заходит разговор о работе. Но ни от кого не слышал слов сожаления о прежних годах: мы были моложе, были веселы и свято верили в светлое будущее. И не наша вина, что не всё получилось так, как о том когда-то мечталось. Но шофёрское братство – это не пустые слова, а потому желаю всем, кто отдал годы этому ремеслу, счастья, здоровья и многих лет жизни.

Григорий Филатов.

Фото из архива АТП.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник